1. ОЖИВШИЕ РИСУНКИ 2. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ 3. КИНОСТУДИЯ НА СТОЛЕ 4. СНАЧАЛА ВСЕ НУЖНО ПРИДУМАТЬ, 5. НАРИСОВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ 6. ОЖИВАЕТ КУКЛА 7. ЗВУК В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ |
8. ДАВАЙТЕ ФАНТАЗИРОВАТЬ |
Назад | К содержанию | Вперед |
Один из крупнейших мастеров мировой мультипликации югославский режиссер Душан Вукотич является автором крылатого афоризма: "Искусство мультипликации не знает границ, потому что совпадает с границами фантазии".
Когда мы стараемся расширить границы мультфильма: сочинить невероятный, возможный только в мультипликации сюжет, придумать смешной трюк или оживить детскую сказку,- мы обязательно должны фантазировать, должны понять мир, созданный фантазией ребенка. Понять и проникнуть в него, стать там "своим".
Искусство мультипликации родилось из трюка, из фокуса ожившей картинки, из развлекательного аттракциона. Долгое время этим и ограничивалась роль рисованных и кукольных фильмов - развлекать зрителя и рассказывать детям назидательные истории. Все это также требовало от создателей мультипликационных фильмов определенной фантазии. Зритель же требовал от мультипликаторов только одного - побольше смешных трюков. Вспомним, как Дисней добивался предельной насыщенности трюками своих фильмов. Как настоящий предприниматель, он согласен был содержать целый штат "гэгменов" - людей, придумывающих трюки, так как знал, что рано или поздно эти расходы окупятся.
Однако современная мультипликация, которая давно уже перестала быть сугубо развлекательным зрелищем, ставит перед художниками новые, все более сложные задачи. Она требует фантазии иного качества, иного порядка. Вот что пишет по этому поводу крупнейший мастер советской мультипликации Ф. Хитрук в своей статье "Мультипликация, время, фантазия": "Ни одно искусство не в состоянии выразить мысль в такой яркой, лаконичной форме, с таким многообразием художественных средств, как мультипликация. Но чтобы реализовать эти возможности, требуется фантазия уже совсем другого рода.
Не так трудно превратить радиатор парового отопления в лающую собаку, заставить чайник играть на балалайке, трансформировать что угодно во что угодно: такие чудеса уже не новы.
Но для того чтобы трансформировать сложные явления и процессы в осязаемые зрительные об? разы с максимальной идейной четкостью и в максимально сжатой форме, - для этого художнику надо обладать особым даром обобщения".
Мультипликация сегодня может выразить абстрактную научную идею в конкретном зрительном образе. Если точнее, то в звуко-зрительном, а если еще точнее, то в звуко-зрительно-кинетическом образе, поскольку мультипликация включает в себя именно эти три основных компонента: звук, являющийся неотъемлемой частью художественного образа, и графическое или объемное изображение, но не в статике, а в движении.
Но для того, чтобы создать такой образ, мультипликатору необходимо обладать фантазией именно такого качества, о котором говорит Ф. Хитрук.
На протяжении многих лет мультипликационные фильмы были лишь рассказом в картинках. Обязательным условием такого рассказа было наличие литературного сюжета, анекдота. Весь свой богатейший арсенал выразительных средств мультипликация использовала лишь для иллюстрации тех или иных литературных произведений. И только в 50-е годы нашего столетия, когда наступил так называемый "мультипликационный бум" - время расцвета новой мультипликации, положение изменилось. На мультипликацию, как и на любую другую форму искусства не могли не оказать влияния изменения в общественной, политической и культурной жизни общества. Нельзя также рассматривать ее развитие в отрыве от бурного научно-технического прогресса.
Сегодня мультипликаторы с помощью своего искусства пытаются объяснить зрителю теорию относительности, раскрыть секреты математических действий.
Круг областей, в которые вторгается мультипликация, постоянно расширяется, она все активнее помогает человеку познавать окружающий мир и самого себя.
А что же будет завтра? Давайте пофантазируем. Редакция бюллетеня АСИФА (Международная ассоциация мультипликационного фильма) в 1975 году обратилась к нескольким известным мастерам мультипликации из разных стран с просьбой поделиться своими мыслями о будущем этого вида искусства.
По-разному представляют они себе завтрашний день мультипликации и разные требования предъявляют к нему. Но если попытаться найти что-то общее в их ответах, то можно было бы выделить три вопроса, вернее, три группы вопросов:
Попробуем расшифровать подробнее каждое из перечисленных положений. Мы уже говорили о перспективах, открывающихся перед мультипликацией в различных областях жизни современного общества. Благодаря интернациональности своего языка мультипликационный фильм может служить идеальным средством общение между людьми, способом образной передачи информации в самых различных областях.
В предыдущей главе упоминалось о серии кукольных фильмов, где главным героем выступат оператор Кыпс. Эстонские мультипликаторы в увлекательной форме рассказывают юному зрителю о некоторых тайнах окружающей нас природы. На студии "Союзмультфильм" несколько лет тому назад была начата работа над серией аналогичных познавательных фильмов - "Рассказы старого моряка".
Известный уже нам Норман Мак-Ларен поставил остроумный фильм о цифрах под названием "Ритметика". О цифрах же делает серию мультипликационных фильмов для телевидения режиссер Варшавской студии миниатюр СтефанЯник. Каждый из фильмов этой серии посвящен одной из цифр, в увлекательной форме рассказывает об особенностях и свойствах этой цифры. Фильмы так и называются: "Двойка", "Тройка", "Пятерка" и т. д.
Киевские мультипликаторы в одном из своих рисованных фильмов попытались рассказать о некоторых проблемах современной ядерной физики, а в другом - о способах человеческого мышления. Я уже не говорю о мультипликационных вставках в учебных и научно-популярных фильмах, где без помощи этого искусства просто не обойтись.
Можно привести много примеров того, как в полнометражных натурных фильмах используются кадры игровой мультипликации, удачно дополняющие сюжет и позволяющие авторам взглянуть на происходящие события с еще одной точки зрения. Все, наверное, помнят мультипликационную заставку, с которой начинается фильм режиссера Э. Рязанова "Зигзаг удачи". Эта остроумная история возникновения фотографии выполнена творческой группой под руководством режиссера-мультипликатора Ф. Хитрука. Эта же группа работала над мультипликационной вставкой для фильма режиссера С. Герасимова "Любить человека". Использовалась рисованная мультипликация и в картине режиссера А. Митты "Точка, точка, запятая". Можно вспомнить еще и блестяще сыгранные мультипликационные титры в фильме американского режиссера Стэнли Крамера "Этот безумный, безумный, безумный мир", а также многие другие случаи использования мультипликации в "большом" кино.
Очень часто к помощи мультипликации обращается реклама. Броская, яркая форма, большая емкость выразительных средств, позволяющих максимально насытить информацией коротенький ролик.
Мультипликация может быть полноправным участником различных выставок, в том числе и технических, помогая зрителю понять суть тех или иных процессов, явлений; может с успехом применяться театральными художниками при постановке спектакля. Для демонстрации мультипликационных фильмов могут использоваться световые табло на улицах, в парках, в аэропортах, то есть везде, где она может быть доступна большому количеству людей. И еще (фантазировать так фантазировать) хотелось бы иметь кинотеатры мультипликационного фильма.
Попробуем предугадать, какие же изменения могут произойти в области производства мультипликационных фильмов. Если сравнить процесс создания первых рисованных фильмов с современным способом производства, то надо признать, что разница пока еще не очень большая.
В основе производства лежит кропотливый ручной труд художников, часть которого сегодня пытаются переложить на плечи ЭВМ. Но использование электронной техники в мультипликаций пока еще недостаточно освоено и довольно дорого обходится. Однако новые технические средства все настойчивее проникают в мир мультипликации. Появляется возможность использовать для съемки фильмов видеомагнитофон. Это открывает перед художниками ряд новых возможностей. Снимая изображение на магнитную ленту, мультипликатор опускает такие трудоемкие и длительные процессы, как обработка пленки, печать позитива. С помощью видеомагнитофона он может в любой момент остановить съемку, просмотреть на экране отснятое, он может тут же внести в него коррективы: "вытереть" с магнитной ленты ненужные кадры и "вписать" новые. Снятый таким образом фильм может сразу же после перемотки бобины с лентой демонстрироваться на экранах телевизоров, авторам не надо ждать, когда их фильм будет отпечатан на кинокопировальной фабрике в большом количестве копий для демонстрации в кинотеатрах. И это далеко не все преимущества, которые сулит в будущем использование видеомагнитофонной записи.
Большие надежды возлагают мультипликаторы и на кассетное телевидение. Когда оно войдет в наш быт, мы сможем записать целый мультипликационный фильм на небольшой пластинке и просматривать ее у себя дома, удобно устроившись в кресле перед телевизором. Коллекция любимых мультфильмов станет таким же обычным явлением, как сейчас коллекция грампластинок или магнитофонных записей. Можно легко представить себе, насколько это облегчит проблему проката и как увеличит тираж мультипликационных фильмов.
В некоторых странах сегодня ведутся работы по созданию голографических мультипликационных фильмов. Слово "голограмма" можно перевести с греческого как "передача целого", или "целостное сообщение" (голо - целый, грам - передача, сообщение). Это трехмерная фотография, созданная с помощью лазерного света, дающая такую же сложную и богатую информацией картину, как и оригинальный предмет. Возможности, открывающиеся перед мультипликационной голографией, настолько феноменальны, что могут оставить позади самые смелые предположения авторов научной фантастики. Однако на пути экспериментаторов сегодня стоит еще много чисто технических проблем, требующих своего разрешения.
Внедрение новых технических средств в производство мультипликационных фильмов должно в будущем не только расширить возможности этого искусства, но и упростить сам процесс создания рисованных и кукольных фильмов, что, в свою очередь, должно привлечь в мультипликацию большую армию любителей, которых сегодня еще часто отпугивает сложный и длительный процесс создания мультфильма. Если это произойдет, то выгода будет обоюдной: любители получат возможность приобщиться к прекрасному виду искусства, который может стать для них и любимым увлечением, и средством более полного и гармонического развития личности, чему в нашей стране партия и правительство всегда уделяли и уделяют огромное внимание; с другой стороны, мультипликация также качественно обогатится с приходом в нее массы новых людей, с притоком свежих идей и форм. Мультипликация, пожалуй, как никакой другой вид искусства,- искусство авторское. Здесь автор, в идеале, должен быть одновременно и сценаристом, и режиссером, и художником, и одушевителем, да еще, хорошо бы, и композитором. Не случайно ручная работа кустаря-одиночки (вспомним Старевича, Алексеева, Мак-Ларена) зачастую отличалась гораздо более высокими художественными достоинствами, чем иные фильмы, созданные большой группой людей при хорошо развитой системе производства.
Сегодня число мультипликаторов-кинолюбителей растет очень быстро. Появляются даже небольшие любительские студии. У нас в стране одной из самых известных любительских мульт-студий является детская студия "Флоричика (по-молдавски - "цветочек"). Более тринадцать лет тому назад педагоги-энтузиасты Виктория и Иосиф Барбэ на базе изостудии Кишиневского дворца пионеров создали детскую мультипликационную студию, где дети сами, по собственным сценариям снимают мультфильмы. Надо ли говорить о том, сколько энергии, выдумки, упорства пришлось вложить в это начинание влюбленным в свое дело энтузиастам. Но труд принес ощутимые плоды. За эти годы фильмы "флоричат", а их было сделано немало - около 80, получили широкое признание зрителей и большое количество наград и дипломов различных смотров и фестивалей. Но, пожалуй, самоё главное то, что дети, рисующие фильмы и любящие фантазировать, могут воплотить свою фантазию на экране. Многие из них впоследствии стали профессиональными художниками. Сама студия сейчас уже перестала быть любительской - она перешла в ведение киностудии "Молдова-фильм". Теперь фильмы, выпускаемые "флоричатами", может увидеть массовый зритель.
Активно развивается любительское мультипликационное кино и на Украине. В начале 60-х годов по мотивам известных рассказов "Приключения Пифа" София и Василий Романовы снимают рисованный фильм. К ветеранам любительского мультипликационного кино можно отнести и их земляков - Евгению и Василия Малаковых. В фильме "А дело было так" Ю. Кравченко и Ю. Ляшко сочетают натурные съемки с рисованной мультипликацией. Херсонские кинолюбители Л. Червоная и В. Ефимов сняли кукольный технико-пропагандистский фильм о преимуществах нового прибора.
В области учебного мультипликационного фильма активно работают члены самодеятельной народной студии Харьковского политехнического института. Получил признание и сатирический фильм "Монолог сверхчеловека" В. Борисова из города Сумы и т. д.
Широка география и разнообразна тематика любительского мультипликационного фильма. Об этом подробно пишут В. Смородин и А. Ципенюк в книге "Луч малого экрана".
И последний вопрос, один из наиболее острых и важных для будущего мультипликации. Я имею в виду отношение к этому искусству массового зрителя. В свое время Уолт Дисней своими фильмами сумел завоевать симпатии зрителей, сумел поднять мультипликацию от развлекательного аттракциона до уровня искусства. В этом его неоспоримая заслуга. Однако сделаем оговорку: под впечатлением от лучших его фильмов широкий зритель до сих пор продолжает считать мультипликацию развлекательным жанром, последней страницей серьезного журнала, на которой собраны различные курьезы и изошутки. Эту инерцию зрительского восприятия полностью преодолеть еще не удалось. Кто в этом больше виновен, мы, художники, создающие мультфильмы, или зрители, сказать трудно, однако факт остается фактом.
Ф. Хитрук, анализируя это обстоятельство, считает, что художники, авторы мультфильмов, получающие возможность регулярно знакомиться с лучшими образцами мультипликации на различных фестивалях, имеют одно представление о, мультипликации, а массовый зритель, лишенный этой возможности и наблюдающий поток фильмов (иногда не самых лучших), демонстрируемых по телевидению и изредка в кинотеатрах имеет совершенно другое представление, он видит как бы другую сторону Луны, которая нам не видна. И все же формирование зрительских позиций во многом зависит от того, насколько мы, художники-мультипликаторы, умело и продуктивно ведем поиск новых тем и изобразительных форм. Немалую лепту в это могут внести и мультипликаторы-любители.
В нашей стране созданы все условия для развития как профессионального, так и любительского искусства. "В СССР всемерно поощряется" развитие профессионального искусства и народного художественного творчества",- сказано в Конституции СССР.
Представители профессионального искусства активно помогают любителям и словом, и делом, и добрым советом, и, если нужно, материалами и оборудованием. В свою очередь, отряд профессиональных деятелей искусства постоянно пополняется любителями. Можно назвать немало талантливых режиссеров, операторов, художников, которые начинали свой путь на любительских киностудиях. Мультипликация - не исключение. Мне кажется, что основные ее резервы надо искать среди учащихся художественных школ, училищ и вузов, потому что современный мультипликационный фильм - это прежде всего "визуальное послание". Однако это не значит, что представители других профессий лишены возможности приобщиться к мультипликации. Кем бы вы ни были, дорогой читатель,- инженером, рабочим, пенсионером или студентом - если вы кинолюбитель и собираетесь снять мультфильм или небольшую мультипликационную вставку, хотелось бы надеяться, что эта книга поможет в вашей работе. Если, конечно, вы любите мультипликацию.
Назад | К содержанию | Вперед |
(c)Е. Я. Сивоконь "Если вы любите мультипликацию" Проект разработан исследовательской группой "Исследуй и создавай": Гульчевская Татьяна - Агентство развития местного самоуправления Андрей Кривуля - Компьютерная Академия "ШАГ" Лыков Владимир - анимационная студия Тунгуру |