1. ОЖИВШИЕ РИСУНКИ
или «Мультипликация начинается там, где кончаются возможности других видов искусств»

2. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ
или Совсем не обязательно делать 15 тысяч рисунков

3. КИНОСТУДИЯ НА СТОЛЕ
или Что вам понадобится, кроме энтузиазма и фантазии

4. СНАЧАЛА ВСЕ НУЖНО ПРИДУМАТЬ,
или «Мои фильм готов, осталось его только снять»

5. НАРИСОВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ
или От прыгающего мячика к актерскому перевоплощению

6. ОЖИВАЕТ КУКЛА
или Спичечные коробки, снятые покадрово

7. ЗВУК В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
или Волка играет Папанов, а Зайца — Румянова

8. ДАВАЙТЕ ФАНТАЗИРОВАТЬ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПРАВОЧНИК

ДАТЫ В ИСТОРИИ АНИМАЦИИ

3. КИНОСТУДИЯ НА СТОЛЕ
или Что вам понадобится, кроме энтузиазма и фантазии


Назад      К содержанию    Вперед

Почему на столе? Да потому, что весь приду манный вами мир, нарисованный на бумаге или целлулоиде, вырезанный из картона или из других материалов, удобнее всего располагать на горизонтальной плоскости, т. е. на вашем рабочем столе, и фиксировать на пленку с помощью кинокамеры, которая установлена вертикально над ним. По такому принципу устроены все съемочные мультипликационные станки. Конструкция мультипликационного станка может быть различной, в зависимости от наличия у вас не обходимых материалов и размера вашей мастерской. За основу можно взять предлагаемую схему, обогатив ее различными приспособлениями и де талями, облегчающими процесс съемки и значительно расширяющими возможности создания мультфильма. Итак, стол — это ваша сценическая площадка. Как и каждая сцена, она должна быть освещена. Для этого по сторонам стола монтируются светильники — обычные электролампы или лампы дневного света. Желательно, чтобы они были прикрыты крышкой-рефлектором, который направлял бы освещение на рабочую поверхность стола (но не в кинокамеру). На крышке светильника лучше сделать отверстия для вентиляции, так как при длительной работе она перегревается. Освещение рабочего поля регулируется в зависимости от светочувствительности вашей пленки и от заданного вами режима съемки. Над столом, строго вертикально к его плоскости, нужно укрепить кинокамеру. Важно, чтобы по отношению к съемочному столу она была подвижной, — это позволит осуществлять в процессе съемки наезды и отъезды, менять крупность плана. Для этой цели можно использовать штатив фотоувеличителя или другую подобную конструкцию. Движение кинокамеры вверх или вниз, также скорость наездов и отъездов можно рассчитать, укрепив рядом со стойкой штатива шкалу с делениями. Практически это выглядит так: в процессе покадровой съемки количество делений шкалы, на которое перемещается вверх или вниз камера, соотносится с заданной вами скоростью наезда и отъезда. Кинокамера для мультипликационной съемки должна обладать следующими возможностями: покадровой съемки; переключения на обратный ход; — наличием счетчика, фиксирующего количество отснятых кадриков. Большинство современных любительских кинокамер имеют все перечисленные характеристики. В центре вашего съемочного стола можно сделать; небольшое стеклянное окошко: врезать в деревянную крышку стола лист стекла (пример но 25X35 см), а под ним установить дополнительный источник освещения. Это понадобится вам для получения эффекта силуэтной мультипликации. Кроме того, на некотором расстоянии (25-30 см над столом) устанавливается еще один или несколько дополнительных листов стекла, рас положенных друг над другом в несколько параллельных ярусов, на них и будет происходить действие вашего фильма. Их можно просто положить на какое-либо устойчивое основание (использовать несколько толстых книг) или за крепить на специально сконструированных крон штейнах. Такая многоярусность позволит вам в процессе работы с плоскими перекладками или марионетками достичь эффекта глубины, пространства; облегчит работу в том случае, если персонажи по ходу действия должны будут перекрывать друг друга; позволит использовать при съемке плоских бумажных фигурок также и объемные предметы, иными словами, значительно расширит ваши технические возможности. Правда, зачастую бывает вполне достаточно и одного яруса — рабочей поверхности съемочного стола, поэтому остальные ярусы должны легко и быстро устанавливаться и убираться. Чтобы во время съемки вы как можно реже отвлекались от основного занятия — разработки движения рисованного героя, желательно не сколько автоматизировать процесс съемки — смонтировать на съемочном столе дистанционное включение кинокамеры.

На профессиональных студиях над рабочим полем монтируется металлическая рама со встав ленным в нее стеклом, которая с помощью электромоторчика поднимается и опускается, плотно прижимая рисунки или вырезанные фигурки к плоскости фона. Это необходимо для того, чтобы бумажные фигурки не коробились и не отбрасывали при этом т ени на плоскость фона, иначе разрушается иллюзия единства персонажа с местом действия. Если вы сможете оборудовать на съемочном столе такое приспособление, то значительно облегчите и ускорите трудоемкий процесс съемки перекладок и плоских марионеток. Какие еще материалы и приспособления понадобятся вам для работы над мультипликационным фильмом? Прежде всего плотная бумага или тонкий картон для вырезывания фигурок героев и отдельных деталей к ним; ножницы (желательно небольшие с изогнутыми концами — «маникюрные», так как у ваших героев будет много мелких округлых деталей); тушь и краски для раскрашивания и, естественно, несколько кистей разного размера. Кстати, раскрашивая вырезанные из бумаги или картона фигурки, не забудьте закрасить их торец (толщину листа бумаги),— при боковом освещении он будет очень контрастировать с закрашенной плоскостью персонажа. Для раскраски фигур лучше пользоваться акварельными красками или тушью. С них легче удаляются следы клея, которым вы будете соединять детали и крепить их к фону. Лучше всего использовать для этой цели резиновый клей в тюбиках — он хорошо снимается с бумаги и стекла и быстро сохнет. Можно применять также и липкую ленту — скоч, маленькие отрезки которой сворачиваются в трубочки (клеющей поверхностью наружу) и также служат для крепления вырезанных фигурок и других бумажных деталей к бумаге, стеклу или целлулоиду. Некоторые кинолюбители пользуются в таких случаях кусочками пластилина. Этот способ крепления позволяет утяжелить бумажную фигурку, делает ее тем самым более удобной в работе.

 

Кроме того, нужны будут листы чертежной бумаги для фонов и длинные бумажные полосы для подвижных фонов, так называемых панорам. Здесь вполне можно использовать обратную сторону обоев. Все перечисленные материалы необходимы пре имущественно при работе с плоской бумажной фигуркой — перекладкой или марионеткой. Если же вы захотите попробовать свои силы в рисованной мультипликации, то можете заменить дорогой и дефицитный для кинолюбителя целлулоид более доступной калькой. Ее необходимо будет нарезать на листы одинаковой величины. Вверху на всех листах пробиваются идентичные отверстия (сделать это можно обычным канцелярским дыроколом). Ну и, конечно, нужно будет изготовить соответствующие этим отверстиям металлические штифты, на которые будут последовательно надеваться выполненные на кальке рисунки. Для того чтобы полнее использовать прозрачность кальки, желательно иметь стол-просвет — небольшой рабочий столик, в центре которого вмонтировано матовое стекло размером примерно 18x24 см. Над ним укрепить металлические штифты, снизу поместить источник света — лампу мощностью 25—40 ватт. Когда вы будете рисовать последовательно фазы движения персонажа, накладывая друг на друга листы кальки, просвет поможет вам увидеть одновременно большое количество рисунков, т. е. довольно продолжительный отрезок движения. (Подробнее об этом вы узнаете из главы, посвященной разработке движения). Вместо столика можно использовать лист толстого (4—5 мм) прозрачного плексигласа или оргстекла с прикрепленными к нему штифтами. В крайнем случае вы сможете воспользоваться просветом вашего съемочного стола.

Рисунки на кальке выполняются вначале мягким карандашом, а затем, после уточнения, контуры обводятся черной тушью. Удобнее всего пользоваться при этом перьями «Редис» или фломастером. Если вы захотите ввести цвет в свoй рисованный фильм, то изображения на кальке можно раскрасить цветными мелками — пастелью либо обычными карандашами. При технике «ожившей живописи» для раскрашивания применяются масляные или темперные краски, растворитель, соответствующие кистимастихин. Некоторые кинолюбители, не умеющие рисовать, используют в качестве персонажей мультипликационного фильма фотографии, иногда переснятые из журналов. Фотография разрезается и используется как перекладка. В этом случае вам нужны будут фотоаппарат и фотоматериалы. Вообще, использование в мультипликации фотофактуры, коллажа очень распространено и таит в себе большие возможности. Для съемки кукольных, а точнее, объемных мультфильмов, в которых будут действовать куклы и предметы, двигающиеся в трехмерном пространстве, достаточно укрепить кинокамеру на штативе, а на съемочном столе оборудовать площадку для игры кукол: установить необходимые декорации, покрыть стол материалом, позволяющим легко крепить куклы (мягкая древесина, пробка, пенопласт), наладить освещение. Все это будет выглядеть как макет сцены или кинопавильона, и поэтому освещение должно быть не очень мощным. Для изготовления кукол и декораций вам, естественно, потребуется гораздо больше материалов и инструментов, чем для рисованной мультипликации. Нужны будут столярные, слесарные инструменты, паяльник, проволока, лоскутки материи, иголка, нитки и т. п. Теперь ко всему этому прибавим энтузиазм, фантазию и творческую смелость — и можно приступать к работе над вашим первым мультипликационным фильмом.

Назад      К содержанию    Вперед
 
(c)Е. Я. Сивоконь "Если вы любите мультипликацию"
Проект разработан исследовательской группой "Исследуй и создавай":
Гульчевская Татьяна - Агентство развития местного самоуправления
Андрей Кривуля - Компьютерная Академия "ШАГ"
Лыков Владимир - анимационная студия Тунгуру

Hosted by uCoz